Алексей Вербов: «Волейбольный сезон – день сурка»
Поговорили с главным тренером казанского «Зенита» Алексеем Вербовым. Наставник самого титулованного волейбольного клуба России рассказывает сложностях чемпионата и взаимодействии с тренерами и игроками, возвращении клубной преемственности и пытается разбить миф о собственной демократичности.
Про «Зенит-Казань» и пик формы
- После матча второго круга с «Локомотивом» «Зенит-Казань» вышел на первое место в турнирной таблице. Быть догоняющим или удерживающим – разные позиции?
- Если бы мы проиграли этот матч, отпустили бы «Локомотив» вперёд на две победы. Что бы нам оставалось? Только болеть против Новосибирска во всех оставшихся играх, сами бы уже ничего не сделали. Хочется всё держать в своих руках, чего и добились. Наша задача звучит довольно просто: мы должны показывать свою игру, не обращая внимания на проблемы соперников – как видим, сейчас у многих команд есть определённые проблемы с составом. Мы также не находимся в своём лучшем состоянии.
- Как преодолевали неминуемый спад после пика формы?
- Сейчас у нас есть всего два момента спортивного экстаза – это финалы Кубка и чемпионата, и в первой части сезона победа в Кубке России, разумеется, была основной целью. Конечно, следом произошёл спад, причины которого лежат на поверхности, это ментальность. Когда ты куда-то поднялся, то отпускаешь руки, теряешь внимание, концентрацию, выдыхаешь, расслабляешься. Все заболели после финала – вообще все! Признаюсь, у меня всю игровую карьеру так было. Держишь организм в тонусе, напряжении долгое время, а как только этот стресс отходит – моментально заболеваешь. Через два дня сваливаешься и лежишь. Наше подсознание укладывает организм отдыхать (улыбается).
Мы отпустили Майку (Кристенсона) и Сэма (Деру) на неделю по домам – им это было совершенно необходимо. И если с Сэмом об этом была изначальная договорённость, с Майкой вышла спонтанная история. Его семья задержалась с приездом в Россию, и мы видели его переживания. Перед финалом Кубка России решили, что отпустим его на неделю после окончания турнира. Признаю, где-то это был тактический ход для того, чтобы он немного воспрял духом. Это не было накачкой в духе: «Выиграем – полетишь! Не выиграем – никуда не полетишь», как у многих, в общем-то, принято. Мне кажется, это, наоборот, вызывает лишнее напряжение.
Так, конечно же, помимо финалов, у нас есть какие-то промежуточные цели, дела, которые просто нужно сделать. Например, преимущество своей площадки на всех стадиях. Хотя вот если бы вы спросили меня-игрока о решающих играх дома, я бы вам ответил, что не хочу играть решающие матчи в Казани.
- Это не нравилось именно вам? Почему?
- Нам не нравилось всем, начиная от Владимира Романовича Алекно. Это факт. Слишком мы должны, слишком обязаны. И никогда здесь не играли хорошо – мучались, страдали, и это из раза в раз повторялось. Далеко-то ходить не нужно, «Финал шести» в 2022 году из той же оперы. Ранг фаворитов и так давил, с этой дурацкой серией из 40 выигранных матчей, а еще дополнительный груз ответственности перед своими болельщиками и слишком завышенные ожидания возвращения титула после большой паузы. Все это очень сильно мешает в спорте высоких достижений. Если бы это происходило не в Казани, возможно, что-то было по-другому, а возможно и нет. Мы сделали хорошие и правильные выводы из того сезона, все стали сильнее.
И сейчас зал в Казани совершенно другой для нас, и это чувствуется. Сейчас мы радуемся домашним финалам, даже боролись за финал Кубка, хотелось сыграть дома, чтобы наши прекрасные болельщики помогали нам, а мы, в свою очередь, радовали их. Здесь нужно особенно поблагодарить сотрудников клуба, которые проводят огромную работу с болельщиками, в социальных сетях, в плане маркетинга – это очень заметно. Их работа окупается заполняемостью зала, хотя нюансов в Казани с этим огромное количество, начиная с конкуренции с другими видами спорта и заканчивая неудобным расположением арены и отсутствием собственных парковочных мест. Нельзя не отметить здесь и команду, максимально открывшуюся любой активности. Я помню, как раньше наш пресс-атташе Азамат всегда волновался, когда ему нужно было что-то с одним из нас записать или сделать, потому что понимал, что в большинстве случаев ему могут отказать.
- Многое исходит от позиции главного тренера, в том числе и открытость команды медийным моментам?
- Я за открытость, хотя есть и тонкие моменты, когда нужно сделать паузу. Например, наши медийщики хотели записать Большое шоу перед финалом Кубка – помните, там, где нужно было не смеяться? Записывали в итоге после Кубка, но пошли записываться даже если бы проиграли. Да, этот формат поймут не все, люди постарше, например, считают, что мы занимаемся ерундой – и они тоже по-своему правы, для них это лабуда. Но контингент разный, и мы стараемся делать самые разные вещи. Для молодёжи сделаем Большое шоу, для людей более солидного возраста сделаем другое. Мы ценим всех наших болельщиков «и стар и млад», как говорится.
- Вас узнают в Казани?
- Бывает. Но это не мешает жить. Да, узнают. В торговом центре подойдут, сфотографируются. Недавно рекорд побил по фото за день, 8 раз. Ну и трансляции на «Матч ТВ» делают своё дело, хотя и шутки на тему «не тех матчей» есть: мол, более интересные встречи проходят, а выбирают Казань – Оренбург. Но в то же время волейбола на ТВ сейчас в разы больше. Помните, как раньше было? Дай Бог, один матч в неделю, трансляции в интернете тоже не всегда велись. Сейчас жалуемся, когда картинка некачественная, не HD. К хорошему быстро привыкаешь, хотя понятно, что стремиться всегда нужно к лучшему и продолжать развиваться.
- Кроме поражений, когда ещё по ходу сезона испытываете негативные эмоции в работе?
- Когда не оправдываются какие-то надежды и договорённости, подрывается доверие, когда кто-то из игроков не показывает по разным причинам свой уровень. Куда без этого? Невозможно испытывать только позитив. Но мы стараемся из всего извлечь пользу. Например, 100% уверен в том, что поражение от «Белогорья» в первом круге помогло нам сделать правильные выводы и выиграть финал Кубка России.
Часто тренер чувствует, что команда не в тонусе, что притормозили в развитии, пропал так называемый «инстинкт убийцы». И как бы красноречив ты не был, зачастую сложно донести и убедить игроков, что надо изменить отношение, ещё больше пахать, продолжать учиться. Особенно когда ты всё время побеждаешь и находишься наверху. Игроки этого не чувствуют, по себе знаю. Они думают, что тренер предвзят или истерит, а у них на самом деле всё под контролем. И вот тут поражения очень сильно помогают тренерскому штабу, - а ещё больше игрокам – вернуться на землю и начать всё сначала.
Про плотный график, клубную преемственность и молодых волейболистов
- Давайте о плотном графике поговорим.
- Давайте. Волейбольный сезон – это день сурка. Подготовки нет. Есть матч, перелёт, работа, матч, выходной, опять перелёт. Не говорю, что это плохо, считаю, что для нашей команды как раз неплохо – есть 14 человек, молодые ребята, которые получают возможность выходить и проявлять себя, получать соревновательную практику в игре, а не в тренировках.
Сезон сжатый, потому что нам нужно отпустить легионеров в положенное время, мы его начали позже потому что есть квалификация к Олимпийским играм. Было же несколько вариантов чемпионата на рассмотрении, решили оставить базовый, где не нужно было ничего выдумывать, просто сроки сжатые. Я не считаю, что они критичные – для такой команды как Казань.
- А для других? Понятно, что в России 3-4 команды привыкли к такому плотному графику из-за того, что раньше играли в еврокубках.
- Да, для остальных такая плотность – определённый шок, стресс, отсутствие полноценных замен. Кажется, сейчас для каждого клуба отличное время обратить внимание на работу с собственными воспитанниками. Молодёжная лига есть у всех, но, когда ребятки вырастают, их нужно где-то «доращивать». Логично иметь при этому команду Высшей лиги «А», где молодые игроки «настоятся» до нужной кондиции. Перевод, грубо говоря из третьей команды во вторую, а из второй – уже в первую. В идеале в эту структуру ещё и детские спортшколы включить. Можно неофициально, условное шефство над спортшколой. Я вижу большой потенциал в этом направлении работы.
- Спорт – это очень жёсткий искусственный отбор, если не жестокий.
- Это нормальная фраза по отношению к профессиональному спорту. Выживают сильнейшие. Вы вспомните, как поначалу фыркали на Молодёжную лигу, когда её только создали! И зачем она нужна, и это допнагрузка на клубы… кто-то команды делал для галочки, туда спихивали игроков из основных составов, которые были помоложе, не при деле. Сейчас об этом не вспоминают и вообще уже не воспринимают без молодёжных составов клуб, и что раньше было как-то по-другому. Логично, что всё больше и больше клубов обращают самое пристальное внимание на рост собственных воспитанников, поиск талантливых игроков. Есть определённая озабоченность в том, где доводить до ума волейболиста после молодёжки, потому что понятно, что иметь промежуточную команду Высшей лиги «А» - дорогое удовольствие, его не каждый может себе позволить. Может быть, какие-то партнёрские отношения оформлять с клубами второй по силе лиги, что-то вроде клубов-сателлитов. В принципе, это уже есть у некоторых команд Суперлиги.
Мне очень нравится, что появляется клубная преемственность, принадлежность. Казань, Новосибирск, Белгород, «Динамо» … Считаю, что это интересная и важная история. Такого как раньше уже нет, когда Казань захотела и купила кого душа пожелает. Сейчас есть разрывы контрактов, особенно Питер в этом знает толк (улыбается), но, чтобы забрать кого-то, нужно выложить кругленькую сумму и то не факт, что игрок захочет уйти. Волков, Михайлов, Пакшин, Куркаев, Тетюхин – первые, кто пришёл на ум, кто мог в свое время пойти за увеличением, но не сделали этого. И таких игроков сейчас стало гораздо больше чем раньше.
Про регулярку, «Белогорье», «Шахтёр», Чжана и Мурашко
- Давайте поговорим о регулярном чемпионате. Кто из соперников удивил?
- Белорусы, конечно, очень приличные ребята. Мы, когда ехали к ним на первый тур, видели, по сути, только картинку с Кубка России, где они выступили не очень. Выпустили против них резерв, основу берегли после финала Кубка Столетия. Помните, мы сразу из Калининграда к ним в Минск полетели? Выдохнули, а там такие звери оказались. До сих пор уверен, что мы там попросту отскочили: «Шахтёр» - суперклассная команда, они мне безумно симпатичны. Я там потел как никогда. Это классическая недооценка соперника, потому что всё равно у тебя в голове прошлогодний «Строитель», картинка с Кубка России, ты смотришь на Марченко… ну доигровщик 180 см, ну кто это? А сейчас понимаешь, что этот Марченко топ-5 Суперлиги, и им восхищаются не только поклонники волейбола, но и игроки Суперлиги. И тренеры, между прочим, тоже. Не присматривались, как ему либеро после игр руку под сеткой пожимают? Посмотрите (смеётся). Ещё у них классный и интересный связующий Кураш. Ловил себя на мысли, что смотрю на их игру и улыбаюсь до ушей, настолько это здорово. Я не знаю хорошо Виктора Бекшу, но работу он проводит замечательную.
Не могу не отметить «Белогорье». Понятно, что Белгород – особенная история, во всех планах это не чужая мне команда. И руководитель, и тренер, и игроки – дружу с этими ребятами, переживаю за них. И это всегда мешало как игроку против них играть, сейчас тоже особо не помогает (улыбается). Рад, что они высоко, потому что танец хорош концовкой, то, что они выдают сейчас – это здорово. Они прошли за регулярку огромный путь в становлении, и на выходе мы получаем в плей-офф полноценного претендента на медали. И топ-4 как у нас было принято последние годы говорить, уже превратилось в топ-5.
- Кто из игроков удивил?
- Мы сейчас варимся в собственном соку и появление чего-то нового или кого-то нового – уже хорошо и удивительно, потому что глаз замыливается, всех уже видели и впечатлить чем-то сложно. Поэтому столь яркие эмоции у всех вызывает «Шахтёр» с миниатюрным Марченко. Ещё выделю белгородца Чжана. Понятно, что видели матчи сборной, но на картинке всё равно воспринимается всё иначе, чем вживую. Он выдал отличные матчи с нами, впечатлил своими данными. Да, он не открытие, просто обратил на себя внимание.
Кто ещё? Мурашко! Мурашко – молодец. Он – не новый человек в Суперлиге, прекрасно заиграл ещё у Александра Климкина в «Динамо-ЛО» в прошлом сезоне, обратил на себя внимание. Но, если честно, я тогда подумал, что это такой всплеск. Но парень и в «Енисее» очень убедителен, вырос в игрока хорошего уровня.
- Пять эйсов подряд опять же в матче с вашей командой…
- Да-да, подколоть пытаетесь (улыбается). Ну что же, пожалуйста. Тут не только Роман молодец, но и мы тоже. Вспомните, последняя его подача в той серии была планирующей, а наши до этого так расстроились предыдущим четырём, что Мишаня Лабинский пятую не принял просто уж чтобы в обзор тура войти (смеётся). Даже спросил у него: «Другу со статистикой помогаешь ?» Но если без шуток, то Мурашко показывает отличную игру и видно, что будущее у парня хорошее.
- Алексей Вербов – тренер новой формации, демократичный, открытый, всегда улыбается. Так про вас говорят. Как часто вы повышаете голос? И вообще, можете ли рявкнуть?
- Голос повышаю не часто, но и рявкнуть тоже могу. Все видят, что я открытый. Но эта открытость не должна мешать делу. Подбор игроков в команду во многом связан с пониманием спортсменом целей и задач команды, а также с принятием им методики и подхода главного тренера. Пока эта система сбоев не давала за редкими исключениями. В этом коллегиальном стиле все основано на уважении. И один из примеров правильного подхода, эта наша командная казна. У нас есть система штрафов за опоздания, нарушения дисциплины и т.д. Так вот мы все ждём, когда же уже казна пополнится, а она до сих пор пустая. Но, конечно, использую не только пряник, иногда и кнут брать приходится, особенно в последнее время, когда на фоне побед понемногу пропадает мотивация и нужно удерживать в тонусе команду. Мы – друзья, коллеги, но дистанция сейчас становится гораздо больше, чем раньше, причём это исходит не только от игроков, но и от меня. Посмотрите, в прошлом году в команде были Земчёнок, Волков, Голубев, до этого Сивожелез, Кобзарь, Бережко – те люди, с которыми я играл, сейчас же – Романовский, Лабинский, Фёдоров. Дистанция образовывается сама по себе, и мне сейчас легче. Работать и руководить волейболистами, с которыми ты играл, было сущим адом, честно. И здесь могу только огромное спасибо каждому из них сказать за то, что каждый из этих ребят правильно понимал слово «субординация».
- Момент взаимодействия между тренерами в лиге для вас важен. Оно есть?
- Нет, и я считаю, что это наша беда. Обмена опытом, контакта, общения – его нет. Помню, как ездил в Италию, в Модену на Лигу наций. Много общались с Баньоли, Пьяццей, Лоренцетти, Вебером. Недавно с Терзичем и Веласко ужинали в Казани. Вы просто садитесь, начинаете говорить и вам невозможно остановиться. Каждый такой ужин заканчивается закрытием заведения, а не потому что темы заканчиваются. Но нужно отметить конечно, что итальянцы как и я, большие любители потрещать (улыбается). А у нас в основном… у нас каждый суслик – агроном, в своем соку варится. Каждый считает, что он все понимает, знает и не дай Бог кто-то увидит. Этим молчанием ты не подтвердишь и не опровергнешь свою правоту, остаёшься в своем замкнутом мире и.. не вырастешь. К сожалению, мало кто хочет учиться, развиваться и узнавать что-то новое.
Знаете, с кем больше всего общаюсь в Суперлиге? С Константиновым и с Саммелвуо, когда он работал у нас. Туомас, например, сам приехал в Казань, когда у него был перерыв и за 3 дня мы очень многое смогли обсудить. С Пламеном нас один раз выгнали из ресторана, и мы еще 15 минут на морозе обсуждали и спорили, как правильно принимать (смеётся). А спросите меня, сколько раз я говорил о волейболе с нашими специалистами?... Или сколько тренеров посетили такие команды как «Зенит», «Динамо» или «Локо» в подготовительный период или в сезоне, как тот же Туомас, например? Такие были, но их на пальцах одной руки пересчитать можно. Проблемы точно есть и это мы ещё ниже не спускаемся, к молодежным и детским командам.
Про опыт работы с девушками-пляжницами
- Вопрос вообще не по теме. Этим летом у вас была нестандартная история, вы тренировали пляжниц на Кубке Вызова.
- Ой, это было так круто! Позвонили, рассказали, что хотят провести такой турнир, от Казани приглашены я, Михайлов и Волков. Когда прилетели на место, получилась классная импровизация: было решено, что тренеры тоже поменяют виды спорта, а мне вообще достались девчонки-пляжницы. Факт: я решил, что с пляжницами проиграть девочкам-классикам шансов нет и это было ошибкой.
- Вы выиграли до игры?
- Да! Недооценили историю, что 4Х4 это более командный вид, чем пляжка, где спортсмены скорее индивидуалисты. Хи-хи, ха-ха, а игра началась и на фоне даже небольшого стресса в начале, - а без него никуда: трибуны полные, призовые хорошие, особенно для пляжников, - все проблемы и повылезали. Ужасно расстроился поражению – на самом деле этот шоу-формат и задумка понравились, но, как оказалось, игра была на победу, а не как элемент шоу. Моё отношение и самоуверенность им точно передались, но и конечно тренировка девочек-классиков утром на песке вселяла в нас оптимизм (улыбается). Когда начался матч, классики своё неумение держаться на песке компенсировали командностью и борьбой. Это хороший урок, классно получили по шапке. Есть выражение «от выпендрёжа до мандража один шаг» - здесь была именно эта история. Но само шоу получилось замечательным, я уже попросился на матч-реванш. Нужен ещё один шанс! (смеётся).