23 октября в истории волейбола. Первые олимпийские комплекты наград

23 октября 1964 года - исторический для волейбола день. Осенним вечером в столице Японии первые олимпийские комплекты наград были вручены своим обладателям. Обладателем первого олимпийского золота волейбольного мужского турнира стала сборная Советского Союза, а женского - Япония. Женская сборная СССР получила серебряные медали.
Часть олимпийской семьи
Попытки включить волейбол в программу Олимпийских игр предпринимались ещё в начале ХХ века – американцы активно развивали придуманную в их стране игру, и вне программы презентовали её еще в 1924 году в Париже. Сделать волейбол полноценным членом олимпийской семьи хотели к 1936 году в Берлине, но Международный олимпийский комитет (МОК) отказал, посоветовав активистам для начала создать хотя бы международную федерацию вида спорта.
Активисты (правда, уже другие и после Второй мировой войны) прислушались, и в 1947 году всё же пришли к общему знаменателю – созданию Международной федерации волейбола (FIVB). Поначалу в неё входило лишь 14 стран. А уже через десять лет федерация включала в себя 115 национальных федераций! Согласитесь, приличный прирост за каких-то десять лет?!
МОК включил волейбол в олимпийскую семью в 1957 году на своей 53-й сессии, к которой по инициативе Советского Союза и лично руководителя Всесоюзной секции волейбола Владимира Саввина был организован международный товарищеский турнир. Победили в нём болгары, а сборная СССР заняла лишь 3-е место. О его итогах в советской прессе тактично умолчали, но главной цели инициаторы добились — волейбол признали олимпийским видом спорта. Скорее всего (мы об этом уже не узнаем, но современники в кулуарных разговорах давали понять), устроители с советской стороны пошли на сознательную хитрость: побеждать за слишком явным преимуществом в этом товарищеском турнире было никак нельзя – никому в МОК не нравилось отсутствие конкуренции в отдельных видах спорта и чересчур откровенное доминирование одной страны.
До старта Игр в Риме оставалось три года, и де-юре волейбол имел право дебютировать на главных соревнованиях человечества в 1960 году. Но итальянцы отказались, объяснив отказ уже составленной программой, плотным графиком проведения и отсутствием необходимых площадок. На самом деле Италия просто не видела смысла проводить олимпийский турнир в том виде спорта, который ее сборной пока никак не давался. Итальянская команда прилежно выступала на чемпионатах мира и Европы, но плелась в конце первой десятки.

Подготовка к дебюту на Играх
Так что волейболу пришлось ждать дебюта целых семь лет! Почти два олимпийских цикла! За это время сборная Советского Союза успела дважды выиграть чемпионаты мира, а японцы с присущими им методичностью, старательностью и исполнительностью готовились стать грозной силой в этой игре.
Примечательно, что до признания волейбола олимпийским видом спорта в Японии, да и вообще в Азии играли по немного другим правилам. За короткие сроки японцы не только перешли на непривычную модель игры по «общемировым» канонам, но и превзошли на несколько голов соперников, оставив их далеко позади.
Домашняя Олимпиада обязывала: в Японии привыкли делать всё на совесть. За несколько лет до Игр сборные команды Страны Восходящего солнца дебютировали на мировых первенствах. И сразу все поняли: с этими невысокими ребятами и девушками легко не будет никому.
Пока японцы готовились у себя, советские волейболисты также не теряли времени и планировали дебютировать на Олимпийских играх так, как это положено фаворитам – выиграть золото. Все мы знаем, что для нашей страны не существовало медалей с другим отливом, важна была именно победа. Триумф на двух чемпионатах мира подряд – в 1960 и 1962 гг. способствовал спокойной уверенности в себе. И если в 1960-м в Бразилии советской команде приходилось тяжеловато, то в 1962-м, по воспоминаниям игроков того времени, на домашнем первенстве всё прошло настолько легко и удачно, что и вспомнить нечего.
Один из основных связующих команды, Георгий Мондзолевский за три месяца до старта Олимпийских игр вместо того, чтобы отправиться в Югославию на товарищеский турнир, оказался в карете скорой помощи с приступом острого аппендицита. Позднее в своей книге «Щедрость игрока» он вспоминал: «Ну ладно, от аппендицита сейчас не умирают, да и бог с нею солнечной Адриатикой. Но ведь до Олимпийских игр остается неполных три месяца! В больницу, а потом домой приходили товарищи, тренеры. Вели себя по-разному: кто сочувственно цокал языком, кто сожалеючи вздыхал. Только Юрий Чесноков остался верен себе, он сказал самую суть: «Жора, ты нужен команде!» Впрочем, мог бы и не говорить. Я отлично сознавал и сам: много месяцев готовилась команда, зная, что связующим у нее будет Мондзолевский, сколько комбинаций были наиграны специально «под меня» и вдруг такое...».
Но наша история – об Олимпийских играх, а значит, здесь есть место спортивной драме о преодолении, которая должна закончиться счастливо для одной из противоборствующих сторон. И Мондзолевский, конечно же, в Токио поехал – и он, и врачи приложили максимальное количество усилий для его скорейшего восстановления и возвращения в строй - и был он в команде и основным игроком, и одним из творцов итогового успеха. Потому что строгий капитан Юрий Чесноков, конечно, был прав.
Валерий Калачихин, один из членов олимпийской команды, так вспоминал подготовку к Олимпийским играм и сам турнир: «Акклиматизацию проходили в Хабаровске, откуда самолетом, по тому времени самым фешенебельном ТУ-104, отправились на Игры. Селимся в олимпийской деревне. Обычно их представляют верхом комфорта, тут же - ничего особенного: старые казармы американской армии, номера на четверых с удобствами в коридоре. Видел рядом какие-то коттеджи, но они были явно не про нашу честь. Зато вообще Олимпиада - это что-то неповторимое по духу, однако отнюдь не экскурсия в экзотическую страну, а тяжеленное испытание суровыми буднями».

Горячая олимпийская десятидневка
В первом олимпийском турнире по волейболу среди мужчин принимали участие десять команд. Япония – как страна-организатор Игр, СССР – действующий чемпион мира, Чехословакия – серебряный призёр чемпионата мира, Румыния – бронзовый призёр чемпионата мира. Венгрия как серебряный призёр чемпионата Европы (Румыния – победитель Евро 1963, попала на Игры благодаря пьедесталу чемпионата мира), Бразилия и США как лучшие команды своих континентов. Ещё три страны отобрались в Токио через континентальные турниры – Южная Корея, Нидерланды и Египет.
И… за две недели до старта Игр Египет снялся с турнира. В конце сентября игроков сборной Болгарии в экстренном порядке сорвали со своих мест, «поставили под ружье», чуть ли не за двое суток сделали визы, прививки и все необходимые манипуляции и отправили в Токио – внезапно и экстренно дебютировать на Олимпиадах. Вечно что-то с этой волейбольной Болгарией происходит! Счастливая карта выпала болгарам благодаря 4 месту, занятому на последнем чемпионате мира. И ведь без подготовки заняли сходу пятое место. Конечно, к трёпке, устроенной советскими, японскими, чехословацкими и румынскими волейболистами, болгары не поспели, но свои пять копеек вставили. И на итоговый результат и расположение мест на пьедестале они повлияли, и ещё как: чехословакам уступили только в пяти партиях, чем изрядно подпортили им статистику выигранных и проигранных сетов, которые пришлось считать…
В однокруговом турнире, где с 13 по 23 октября каждая команда сыграла с каждой по 9 матчей оказалась сильнейшая закрутка. Советские волейболисты не проиграли никому кроме японцев! Прыткие и бесшумно перекатывающиеся в защите подопечные легендарного Ясутаки Мацудайры (он ещё не знал о своей легендарности, это уже мы сейчас тут рассуждаем) сделали своё дело. Точнее, японская тщательность и методичность при подготовке дала свои плоды во время турнира! Дело в том, что японцы предпочли учиться у лучших – и за несколько лет до старта Олимпийских игр сыграли огромное количество товарищеских матчей и целых турниров со сборной СССР.
Георгий Монздолевский вспоминал: «Отсутствие мощи в нападении японцы с успехом компенсировали хитроумными раскидками мяча, завидной старательностью в доигровках. А тут ещё эта их коварная планирующая подача!» В матче со сборной Советского Союза японцы выиграли подачей 7 очков – это очень много для волейбола тех лет.
Японцы же, сделав ставку на победу над советской сборной, своего добились. Но вот чехословакам и – внезапно! – не хватающим тогда звёзд с неба американцам проиграли, причём ещё до поединка со сборной СССР. Так что матч с СССР помог команде Японии подняться на третью ступень пьедестала – и они были этому невероятно, фантастически счастливы. Если чуточку отойти от темы повествования, то можно проследить рост результатов этой сборной: бронза на домашней Олимпиаде в 1964 году, серебро в Мехико-1968 и победа в Мюнхене-1972.

Чехословаков же подвели те самые лишние проигранные партии, в том числе и возникшим из ниоткуда болгарам! Будь на их месте египтяне – при всём уважении!.. Команда Йозефа Мусила проиграла, как и советские волейболисты, всего один матч – собственно, самим советским волейболистам. Но по соотношению партий безоговорочно первое место заняли подопечные Юрия Клещёва.
А день 23 октября превратился пусть и не в пустую формальность - проигрывать партии всё же не стоило - но был совсем не ярок на накал страстей. Советские волейболисты оперативно расправились с бразильцами, чехословаки – с представителями Южной Кореи (кстати, корейцы остались единственной командой в Токио, не сумевшей одержать ни единой победы), а японцы дежурно обыграли Нидерланды.
Сборная СССР: старший тренер — Юрий Клещёв; игроки — Иван Бугаенков, Николай Буробин, Юрий Венгеровский, Дмитрий Воскобойников, Валерий Калачихин, Важа Качарава, Виталий Коваленко, Станислав Люгайло, Георгий Мондзолевский, Юрий Поярков, Эдуард Сибиряков, Юрий Чесноков.
В этот же день, 23 октября советские волейболистки поднялись на вторую ступень олимпийского пьедестала. В последний день одногокругового турнира среди женщин (в первом волейбольном турнире на Олимпиаде участвовало всего шесть команд) сборная Советского Союза уступила японкам – 0:3. Итогом стали серебряные медали. Третьей стала команда Польши.
В сборной Советского Союза злую шутку сыграли сразу два фактора: затянувшаяся смена поколений и постоянная смена тренерского штаба. Руководителей не устраивали вторые места на соревнованиях любого уровня, поэтому и, увы, спокойно работать тренерам женщин не давали.
Команда была – прекрасная! Это были прекрасные годы начала великолепных карьер легендарной Людмилы Булдаковой (ещё нападающей), Инны Рыскаль, Антонины Рыжовой, Астры Билтауэр. Эти девушки были способны обыграть весь мир по очереди и сразу, но в конкретном временном промежутке японки оказались сильнее.
Это были первые годы великого противостояния Советского Союза и Японии в женском волейболе, затянувшегося не на одно десятилетие. И это противостояние толкало волейбол к развитию.
Японские волейболисты-мужчины готовились стать легендарными долго и поступательно. На домашней Олимпиаде они стали третьими, на следующей – вторыми, и только в Мюнхене взяли золото. А вот женская японская команда «созревала» гораздо более быстрыми темпами. Если хотите, они прошли свой курс подготовки экстерном. А учитывая одиозную личность своего тренера, бывшего солдата японской армии, отличающейся весьма специфическими методами для воспитания в бойцах послушания, четкости и дисциплины, можно называть это службой и курсом молодого бойца.
Японки проиграли только советским волейболисткам дебютный для них чемпионат мира в 1960 году; одержали победу в 1962-м, из-за того тем более обидную, что первенство прошло в Советском Союзе – но уже в Бразилии никому доселе неизвестная команда дала понять всему миру, что она пришла побеждать, и побеждать долго.
Сборную страны представляла команда ткацкой фабрики «Ничибо» с острова Хонсю. Этих девушек прозвали Ведьмами Востока, Дальневосточным тайфуном, а их тренера – бывшего солдата японской армии и служащего ткацкой фабрики Хирофуми (Хиробуми) Даймацу – Дьяволом!
На фотографиях тех лет статный японец с жестким взглядом в окружении своих подопечных, которых он, по слухам, буквально истязал тренировками – такими же жесткими, как его взгляд. По слухам, потому что большинство тренировок проходило за закрытыми дверями.
В своей книге «Следуйте
за мной» Даймацу честно рассказывает о тяжелых как с физической, так и
моральной точки зрения тренировках, - они длились по 5 и даже по 7 часов
ежедневно. Себя не оправдывает, но признается: никаким другим способом победить
советских волейболисток, да и других европеек, было невозможно. Своих
подопечных в книге он называл «хилыми японскими женщинами» и заставлял тренироваться
до изнеможения. Добавьте к этому факту ещё один: эти девушки действительно
работали на фабрике, и работали сменами.
Японки одержали свою главную победу над сборной СССР, вторую подряд после чемпионата мира 1962 года и утвердились на волейбольном троне до следующих Олимпийских игр. Но большая часть чемпионок после той победы завершила карьеру волейболисток, в то время как советская команда постаралась сохранить свой костяк даже с новым тренером.

Но это уже совсем другая история…
Сборная СССР: старший тренер — Олег Чехов; игроки — Нелли Абрамова, Астра Билтауэр, Людмила Булдакова, Людмила Гуреева, Валентина Каменёк, Марита Катушева, Нинель Луканина, Валентина Мишак, Татьяна Рощина, Антонина Рыжова, Инна Рыскаль, Тамара Тихонина.
Фото - ИА ТАСС