Советский спорт. Карьера чемпионки Сафроновой оборвалась на пике
Спортивная карьера Натальи Сафроновой началась необычно – восьмилетняя девочка просто гуляла с отцом, и её увидела Зинаида Ниловна Русакова. Детскому тренеру сразу бросились в глаза физические данные будущей звезды. Благодаря высокому росту её взяли в спортивную секцию, а затем начали ставить на позицию нападающей.
В 15 лет волейболистка переехала в Екатеринбург, начав выступления за дублирующий состав «Уралочки», базового клуба сборной России. После удачных выступлений в составе юниорской и молодёжной сборных России она дебютировала в главной национальной команде. Уже в 18 лет ей удалось стать чемпионкой Европы среди взрослых, а в 19 – бронзовым призёром чемпионата мира.
К Олимпиаде в Афинах Сафронова уже подходила звездой мирового уровня. Казалось, у неё и сборной России есть все шансы на олимпийское золото. Но спортсменка совершила ошибку – решила уйти из «Уралочки». В итоге тренеры, работавшие одновременно в сборной и клубе, устроили над ней показательную расправу, ни разу не выпустив на площадку за весь олимпийский турнир. Россия дошла до финала и без Натальи, а в решающем матче в упорной борьбе проиграла Китаю.
Год спустя после назначения нового главного тренера Джованни Капрары Сафронова была избрана капитаном сборной. А на чемпионате мира 2006 года национальная команда завоевала золотые медали, и Наталья тогда была джокером, принося очки в решающие моменты.
В «Заречье-Одинцово» Сафронова стала ключевым игроком. Наталья, как локомотив, притянула команду к чемпионству, двум Кубкам России, а также игре в «Финалах четырёх» Лиги чемпионов и Кубка CEV. Но в мае 2008-го разгорелся новый скандал. Спортсменка вновь решила сменить команду прямо перед Олимпиадой, расторгла контракт с «Заречьем» в одностороннем порядке и перешла в московское «Динамо». В Пекин её не взяли, а трансфер, приведший Наталью и «Динамо» к победе в чемпионате России, вызвал почти двухлетний судебный спор с одинцовским клубом.
Судебные инстанции сначала вынесли решение в пользу «Заречья», обязав волейболистку выплатить 40 млн рублей в качестве компенсации. Для Натальи это был большой удар, она признавалась, что не заработала таких денег за всю карьеру. Волейболистка обратилась в Верховный суд и добилась отмены решения, но битва за деньги с «Заречьем» продолжилась дальше.
Дошло до того, что судебные приставы потребовали от неё не выезжать за границу.
На фоне переживаний произошло событие, которое разделило жизнь Сафроновой на «до» и «после». Роковой день – 3 декабря 2009 года. Во время подготовки к матчу Лиги чемпионов с турецким «Фенербахче» на тот момент 30-летняя спортсменка внезапно потеряла сознание на тренировке. Врач клуба Юрий Мамаев быстро оказал ей первую помощь, но диагноз был пугающим: нарушение кровообращения головного мозга.
«Наташу я знал с детства, – вспоминал Мамаев в интервью пресс-службе «Динамо», – здоровая, умная, талантливая девушка. Она рисовала, окончила факультет психологии… настоящий неординарный человек. Катастрофа, которая случилась с ней, произошла на моих глазах. Фактически, если бы я ждал скорую помощь, а не увёз её в центр Бронштейна на руках, она должна была погибнуть. Время решало всё. С той патологией, которая у неё была – врождённая мильформация сосудов головного мозга, – ситуация развивалась в секунды».
В медицинском центре Бронштейна состояние Натальи ухудшилось, потребовалась срочная госпитализация в институт имени Склифосовского. 18 долгих дней она провела в инсультной коме, сражаясь за свою жизнь. После того как её состояние стабилизировалось, начался длительный и сложный путь реабилитации в специализированной клинике Кёльна, включавший курс лучевой терапии. Она вернулась в Москву 2 июля 2010 года, и реабилитация продолжилась в Федеральном медицинском биофизическом центре имени Бурназяна.
Муж Натальи, Сергей Молчанов, с которым она встречалась три года до трагедии, стал её опорой и поддержкой. Он буквально вынес её на своих плечах из комы, учил ходить заново. Их свадьба летом 2011 года, скромная и душевная, на даче у реки, стала символом их любви и совместной борьбы за будущее.
«Наташа времени зря не теряла: вышла за меня, сменила фамилию, – вспоминал Сергей в интервью «Советскому спорту». – Мы не гнались за помпезностью, свадьба была... на даче! Речка, сосед катал всех на катере, играл скрипач. Были её подруги по сборной, тренеры. Сначала все ворчали, что далеко, но получилось так душевно!»
Даже находясь в больничной палате во время финального матча чемпионата мира 2010 года, Наталья поддерживала свою команду. Она подарила подругам по сборной свой рисунок солнца, и те вернулись из Японии с золотом. В знак благодарности и поддержки майки, в которых команда играла в финале, были выставлены на благотворительном аукционе, средства от которого пошли на помощь в реабилитации.
Сейчас Наталья живёт в деревне Брехово в Тверской области и редко появляется в СМИ. Вот что она рассказывала пресс-службе «Динамо»: «Много забот по хозяйству, которое разрослось. Куры, утки и гуси несут яйца, а взамен требуют ухода. Свободное время мы проводим с мужем Сергеем. Вокруг красиво, раньше природа всегда вдохновляла меня на рисование, но сейчас не занимаюсь этим, не позволяет рука. Но есть возможность наблюдать вживую смену времён года. А за волейбольными матчами удаётся следить лишь изредка».
Мы желаем Наталье, которой сегодня исполняется 46 лет, крепкого здоровья, благополучия и всего наилучшего.
Полина Колесникова