Георги Петров. Когда люди кайфуют от своей работы

Болгарский тренер Георги Петров возглавил молодёжную команду волейбольного клуба «Локомотив» в 2018 году. В этом сезоне впервые новосибирская молодёжка выиграла все турниры, в которых принимала участие.
Но говорить о победах мы не стали. Тем более, что это интервью мы записывали ещё до того, как его подопечные завоевали золотые медали чемпионата ГЕОТЕК Молодёжной лиги и стали обладателями Кубка. Больше того, разговор произошёл после одной из не самых удачных игр чемпионата.
Здесь известнейший специалист по работе с юниорами не рассказывал про золото и путь по сезону. Но с удовольствием поделился своим взглядом на тренерское искусство, тонкости общения с молодёжью. Не обошлось и без удивительных историй и экспериментов прямо во время интервью.
- Георги, говорят, что ваши подопечные работают с психологом. Это правда?
- Да, правда. И не только они. Первая команда тоже работает со специалистом. Там была интересная история! Однажды Александр Евгеньевич Гаврилов (заместитель генерального директора ВК «Локомотив» - прим.ред.), который знает, что я стараюсь сделать для команды что-то интересное в плане отдыха, познавательных моментов, сказал мне: «Я иду на курс мнемоники (техника для повышения концентрации, внимания и памяти). Пойдем вместе, послушаешь-посмотришь и, если тебе покажется интересным, сделаем для игроков». Он пошел для себя, своего развития, а я – из интереса, очень заинтриговала техника, которую используют.

- Применили на практике?
- Да. Разделил команду на две группы, и мы стали заниматься мнемоникой. Это очень интересно, познавательно и работает. В плане развития концентрации было очень много занятий, тестов, общения. Это было в прошлом сезоне, а с августа 2024 года психолог уже в штате – Юлия Александровна Исайкина очень энергичная женщина, и работает со всеми командами клуба.
Два-три раза в неделю она индивидуально занимается с игроками Суперлиги.
- По желанию?
- Не совсем. Там есть определённый график. Знаешь, я очень удивляюсь всегда тому, что в наше время люди продолжают бояться слова «психолог». Если мы чуть оглянемся в советское прошлое, то там была сильная подмена понятий «психолог»/ «психотерапевт» / «психиатр» - и все это значило, что раз ты пошел к такому специалисту, то ты немного будто бы «ку-ку». Сейчас же наступает время, когда эта профессия очень сильно востребована. Знаешь, почему?
- Интересно послушать вашу версию.
- Нынешнее поколение между собой не общается, они вообще очень плохо разговаривают – и друг с другом, и со старшим поколением. Они всё больше и больше замыкаются в своей среде, которая в основном, к сожалению, состоит из телефона и виртуальной реальностью. Живое общение у них фактически отсутствует.
- То есть они могут сидеть рядом, я замечала такое, а общаться друг с другом по телефону. А вживую уже сложнее.
- Смотри, они в общежитии живут рядом друг с другом, но не знают, что происходит за дверью. Для меня это непривычно, я не могу принять это. Но это их жизнь, они так живут, такое поколение – их нужно принять такими, какие они есть. Но они принимают психолога правильно в нашей работе, меня это радует – не так, будто у них там какие-то проблемы. Послушай, у каждого человека есть проблемы, разве нет? Вопрос только в том, насколько ты готов говорить о своих проблемах. А встреча со специалистом позволяет тебе взглянуть на себя и свои поступки со стороны.
- Видно, что тема психологии вас очень интересует.
- Знаешь, я стараюсь зайти на фоне практики, а не теории, и интересно на самом деле то, что уже некоторое время пользуюсь определёнными психологическими приёмами. Просто я раньше не знал, что это такие приёмы и они так называются (улыбается). Сейчас я читаю одну книгу, которую мне дала психолог: очень легко и хорошо рассказано, чётко структурировано на какие рычаги нажимать, чтобы психологически влиять на тренировочный процесс и игровую ситуацию. Вот только там не написано, почему новые люди отвергают психологию в нашем виде спорта. Понимаешь, ведь разница от других видов подготовки большая: от технической, тактической, интегральной – у психологии нет количества повторений, нет чёткого тайминга, за который нужно что-то пройти. Нет рамок. Я вижу причину недоверия к этой науке именно в отсутствии рамок – нет рамок, нет доверия.
- Может быть, дело в отсутствии какого-то материального результата?
- Даже если рассматривать физиологию. Вот смотри: ты ходишь в тренажерный зал, отрабатываешь там что-то – даже там процессы изменения начинаются через неделю, десять дней, месяц, но ты видишь реальные изменения. Здесь ты изменений не видишь, но тренеры эти процессы замечают, правда, может пройти не один месяц и даже не год. Эти молодые люди меняются очень сильно. И я тоже меняюсь постоянно! Они в силу своей юности это чувствуют не всегда и не сразу, но ты отслеживаешь эти моменты – видишь их изменения и то, как они окружающий мир отражают. А потом бах! И за короткое время все становится на голову!
- Почему?
- О, это разные причины, но самая распространённая – когда у человека в жизни появляется любовь (улыбается). Человек очень теряет концентрацию, внимание… он присутствует телом на тренировке, но его головы с нами нет (смеется). Я чуть-чуть намекаю, потом сильно намекаю, потом говорю в открытую, а через какое-то время парень приходит сам и спрашивает: «Тренер, у меня тут вот такое. А все нормально? Никто ничего?» И мне, как тренеру, нужно очень стараться оставить игрока в этом его трепетном состоянии, не мешать ему в этом, не ломать. Но при этом «вернуть» его голову на тренировки, потому что на тренировке он мне нужен целиком (улыбается). У меня такой подход.

- Тренер должен быть разным?
- Зависит от уровня, на котором он работает, и от возраста, с которым он работает. На мой взгляд, это 4 или 5 совершенно разных формаций тренеров, которые редко пересекаются между собой, и очень мало людей могут работать на разных уровнях. Например, возьмем тех, кто занимается с самыми маленькими детьми – такой тренер должен быть, скорее, аниматором.
Ему помимо азов волейбола, необходимо забавлять своих подопечных, заинтересовать их, чтобы они посмеялись, попрыгали. На следующем возрастном уровне уже пойдет техника, но дети уже втянулись, для них это происходит незаметно и абсолютно без потери комфорта, они продолжают ходить на тренировки с удовольствием.
Чем выше уровень, тем меньше смысла учить и переучивать человека. На уровне Суперлиги и выше у тренера уже идет просто его собственное глубинное познание волейбола. Это мое личное мнение, мои наблюдения, основанные только на моей практике. Мне очень странно слушать на уровне молодёжных команд от разных тренеров, как кто-то исправил технику одному, поставил технику другому. Это звучит очень хорошо, на деле это очень сложно. Вот у меня есть паренёк с Сахалина, где волейбол – не самый популярный вид спорта, ему 15 лет. Так у него такая техника! Ты можешь только мечтать о том, чтобы поставить кому-то такую технику! Там не техника, там природа, дар богов, если хочешь.
Ещё можно разделить учеников на обучаемых и необучаемых. Некоторые слушают и выполняют сразу, некоторые пытаются выполнить, но есть разница между тем, как нужно и тем, как у них это получается. Есть ещё такая штука как восприятие, когда игрок будто «запрограммирован» большим количеством повторений неправильного выполнения, и здесь иногда лучше оставить как есть. У меня были случаи, когда я снимал неправильное выполнение элемента, показывал игроку, в чем ошибка, он понимал. Контролировал свои действия, делал как нужно, но потом все равно начинал делать так, как привык. Тогда я отхожу в сторону. Иногда можно натренировать. Иногда это инстинкт.
- А иногда количество повторений, да?
- Да, но они должны быть осознанные, а не просто так. Любое познание, выходящее за привычные рамки, очень сильно тревожит и беспокоит, и не все умеют справляться, начинают нервничать. Таких людей просто не нужно трогать.
- Так каким всё-таки должен быть тренер?
- Да, убежали в сторону. Тренер должен знать свой состав, своих людей в команде: кто может добавить в своём развитии, кто и как воспринимает что-то новое. Есть и такие, кто даже после бесчисленного количества повторений не сможет поменять это в себе. Это не делает его плохим игроком, но сужает его направленность. Ты должен понимать что-то про каждого своего игрока. Если коротко, то это индивидуальный подход. Я считаю, что добавить может каждый, и это первая обязанность тренера, найти способ, чтобы добавил каждый, а для этого нужно, чтобы игрок захотел. Просто это разные способы. Индивидуальный подход к каждому игроку и к команде в целом – мы всё же играем командой. Тренер должен создавать коллектив, в котором было комфортно работать, играть.
- Как привести команду к общему знаменателю?
- Это как раз тот самый вопрос из области психологии. Какой ключ? Опять же, я опираюсь только на собственный опыт и на свой возрастной пласт игроков, с которыми я работаю и за который могу отвечать. По моему видению ключ именно в интересе. Тренировочный процесс должен проходить в некоем соревновании, постоянно должен присутствовать азарт, конкуренция между игроками. Давать каждому возможности и ставить такие условия, в которых они могут выполнять установки, но им будет сложно. Им необходимо настраивать себя, готовиться, держаться на уровне. А держать концентрацию на тренировке гораздо сложнее.
- То есть для них вызов должен быть не только на матче, но и на тренировке.
- Я говорю так моим игрокам. Это, в общем, базовые постулаты: «Игра есть отражение тренировочного процесса», «Как мы тренируемся, так и играем». Иногда бывает, что игрок просто отсутствует. Он присутствует на площадке, но головой его нет здесь. Он отрицательно работает, это сразу передается, причём передается всей команде! Если у тебя нет тренировочного процесса, если у тебя нет азарта, заряда, напряжения – это чувствуется, порой это создаёт конфликты. Кстати, конфликты есть в каждой команде – в большей или меньшей степени. Постороннему взгляду они заметны не всегда, и это правильно. И на мой взгляд, конфликты – не всегда вред, они даже необходимы в какой-то степени, потому что напряжение должно присутствовать, оно в целом положительно влияет на команду – это такой адреналиновый тонкий лёд, по которому все движутся. Он есть как на детских уровнях, так и на уровне сборных.
Подытожим: напряжение, азарт, конкуренция, вовлечённость. Если ты останавливаешься, другие просто тебя оббегают. Твой темп комфортен тебе: тебе приятно, ты не потеешь, просто бежишь, в итоге оказываешься на последнем месте. Волейбол – очень жёсткий вид спорта в плане психологии.

- Такая компенсация за то, что он не контактный?
- Может быть, кстати. Он очень психологичный, и он выжимает человека очень сильно в плане эмоций. Замечала, что профессиональные игроки не так уж часто смотрят волейбол по ТВ, а если смотрят, то совершенно безэмоционально и отстраненно?
Вот кстати, давай в качестве примера возьмем NBA. Ты смотришь баскетбол? Я смотрю начиная с ¼ финала обычно. И вот что заметил: заканчивается игра, игра напряжённая, полный зал, атмосфера огонь, борьба жесточайшая! Матч завершился с разницей ну в одно очко. Команда поздравляет друг друга – эмоций никаких! Пусто. Меня это так сильно удивляет – ну я стою, не могу, а тут люди выиграли тяжелейший матч и как будто ничего не случилось. Думаю, в этот момент: они профессионалы, это эмоции, они их берегут. Это случилось сегодня, а завтра уже может быть совсем по-другому. Нужно уметь быстро выходить из таких состояний, настраиваться на следующий матч. Если ты будешь слишком долго радоваться, жизнь очень быстро даст тебе пинка, можно уже никогда не вернуться к этому победному моменту. Но в волейболе так не получится – здесь другой уровень психологизма игры, но научиться экономить, сохранять и оставлять что-то внутри можно.
- Это очень плодородная почва для конфликта.
- И конфликт, кстати, один из методов – он создает прессинг, должный уровень напряжения. Это искры. Иногда уже по взгляду видно, что будет срыв, простые люди не выдержат это напряжение. Я так скажу: чем выше уровень волейболиста, тем больше в нём отклонений – я не говорю, что они отрицательные! Но это очень ярко выраженные особенности характера, именно для того, чтобы выдерживать это напряжение, с которым обычный человек не справится. Давление очень сильное. Иногда у игроков появляется ощущение как будто весь мир свалился им на плечи.
- Какая крутая метафора.
- У меня тоже бывали такие ответственные для меня матчи, которые очень важно было выиграть. Расскажу в каком направлении я размышлял. Это моя игра года, очень важная для меня – я должен максимально настроиться на нее. Настраиваюсь. И … мысли – а если я не выиграю? Переключусь: хорошо, это моя личная игра года, кто о ней знает? Ну, глобально! Моя команда, команда противника, те, кто посмотрит эту игру - 1000 человек, 2000? А людей на планете 7,5 миллиардов. Две тысячи человек знают о моей проблеме – она важная, самая важная для меня. Это не тот груз. Нужно оставаться трезвым, выполнять то, что ты делал до этого момента, оставлять голову чуть-чуть холодной – и тогда всё получится. Когда заканчивается игра, я как баскетболисты, даю волю эмоциям лишь изредка, когда очень сильно переживал внутренне. Но игры действительно истощают.
- Вы много разговариваете со своими воспитанниками?
- Если ты хочешь спросить, занимаюсь ли я индивидуальными беседами, то в моей практике такого нет. Вызывать кого-то к себе, требовать. Если я хочу что-то сказать, то говорю прямо, перед командой. Зачастую чтобы остальные понимали, что это может коснуться и их тоже, чтобы они не допускали этих ошибок. Ну и чтобы я не повторял одно и то же, хах.
- Это работает?
- Работает. Я считаю, что работает, воспитательный эффект очень хороший. В квантовой физике все происходящее объясняется энергией и вибрациями. Вот мы сейчас разговариваем и мое тело, и голос вибрируют. И ноты, выходящие из моего тела моим голосом, они настоящие, искренние – ты это чувствуешь, и у нас построен доверительный диалог. Как будто не интервью, а беседа. Когда же я попытаюсь убедить тебя в том, во что не верю сам, ты это почувствуешь – вибрации будут неискренними. Но для меня это легко, потому что я говорю то, что реально думаю или то, что хочу увидеть, развить, на моем уровне это работает. Раньше многие тренеры действовали за счёт страха, добивались напряжения и у них получилось. Сейчас от этого так или иначе от этого отходят.
- С этим поколением уже не получится.
- Я вижу некоторые проблемы, которые реально могут быть в дальнейшем системными, и это меня беспокоит. Ведь я знаю игроков, которые находятся сейчас на площадке, и там нет таких, на которых можно давить напрямую, чтобы их завести. И я не могу делать так, понимая их состояние, их настроение – если начну давить больше, станет хуже. Есть моменты, в которые стараюсь себя сдерживать, не передавать им своё собственное напряжение, собственное давление к тому, что у них у самих уже есть. В такие моменты мы теряем все. Игрок теряет себя, команду теряю я. Все. Некоторые тренеры, которые ставят на первое место себя по принципу «Я здесь царь, а ты кто такой?», проигрывали игры только потому что хотели показать игрокам, что он главный, а игроки просто выполняют его указания. Для меня это бессмысленно. Печально, что это есть и на уровне Суперлиги, как кто-то из тренеров убирает игрока, чтобы что-то ему показать. Это очень тонкие грани. На самом деле не надо судить по конфликтам в одной команде и примерять их на конфликты в другой – люди очень разные, и ситуации тоже разные. Даже если уйти от психологии. Вот возьмем лучших доигровщиков российского чемпионата. Они так близки по показателям статистики – и при этом насколько они разные, насколько ничего похожего. Антропометрия, техника, поведение на площадке.
- Я знаю, что вы проводили ряд технических экспериментов…
- Да, постоянно экспериментирую в самых разных направлениях. Давай расскажу об одном. Он очень простой. Игроки стоят на площадке лицом к доктору, который включает на телефоне фонарик. Получив зрительный сигнал, они должны в полупрыжке развернуться на 180 градусов – там на столе у меня лежат 1 или 2 мяча. И в зависимости от того, сколько мячей они увидели, они должны повернуться и бежать дальше: если один, то вправо, если два – влево. Сложно?
- Не очень.
- Скажу так: то, что я увидел, очень сильно разочаровало. Все длится в рамках 1,5-1,6 секунды. Сначала ты видишь, как они читают сигнал, это обычно 0,02 секунды: просто они стоят ничего не делают после сигнала. И начинают разворачиваться, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Кто-то (чаще те, кто развернулся быстро) впадает в ступор и не могут принять решение, куда бежать, кто-то начинает двигаться позже. И ты видишь, как один уже пробежал три метра, а другой только начинает движение. Это огромная разница! Я просто не мог поверить, в таком коротком промежутке времени может случиться вот такая разница. Этот эксперимент тоже сделал в Суперлиге и результаты были абсолютно идентичны. Какой мы можем сделать вывод? Какую бы технику ты ни старался поставить, если центральная нервная система не воспринимает, или воспринимает замедленным образом один из факторов, это всегда будет работать вот так.
Сейчас с тобой давай поэкспериментируем, проверим твою насмотренность волейбола. В цифрах. Представь себе силовую подачу в мужском волейболе, около 120 км/ч. Сколько времени проходит от момента удара по мячу подающего до момента касания мяча принимающим или попадания мяча в площадку?
- Полсекунды, мне кажется.
- Здорово, это правильный ответ. Ты чётко попала в цифру, которую мы вычисляли. В основном люди, которые не совсем понимают волейбол, называют цифру в 3-4 секунды. Первый ответ, который я услышал, вообще был «около 10 секунд». А правильный ответ 0,5-0,6 секунды. А теперь давай перечислим словами, что ты за это время должен сделать: увидеть, проанализировать, пустить сигнал по нервам в мышцы, чтобы те отреагировали – это бешеная скорость! В волейболе все происходит меньше, чем за секунду (не берем игру на высоком мяче). Это главное отличие волейбола от остальных командных игр. Например, если связка пасует быстро, то для центрального это 0,4 секунды: момент от выхода мяча до удара. Быстрый пас в края – тоже меньше секунды. Все это время ты должен показывать высочайшую скорость реакции.

- Для чего этот эксперимент?
- Да всё про то же восприятие и передачу сигналов центральной нервной системой. Приём – вообще очень сложный элемент, но не технически, а именно с оценкой летящего мяча и скоростью восприятия информации, на которое у тебя 0,5 секунды.
Мне очень нравится узнавать что-то и учиться самому. И рассказывать это тренерам из нашей детской спортивной школы. Я часто готовлю какие-то материалы, чтобы дети развивались в самом эффективном плане.
Ты знаешь, что многие масштабные и очень глубокие исследования говорят о том, что физически состояние следующих поколений детей будет много, много хуже? Оно ухудшается постоянно. Но вот такой парадокс: спортивные результаты растут: скорости в волейболе сейчас бешеные, мощь тоже.
- Хуже – это же про физическое состояние здоровья? Антропометрия при этом растет.
- Помимо антропометрии детей, очень сильно поменялась методика. Сейчас детям помогают раскрываться. В плане антропометрии я соглашусь: если брать прыжок, нынешнее поколение гораздо выше уровнем в этом факторе.
Я не считаю, что нынешнее поколение физически плохое. Нет, физически они сильны, одарены и так далее. Но они… как сказать. Рыхлые! Они легко ломаются, травмируются. Особенно тяжелая ситуация обстоит со спинами и большая проблема в том, что больные спины – это не следствие нашей работы. Они приходят уже с больными спинами. То, что у них сейчас сидячее детство, к сожалению, сказывается. Мы включаем в подготовку сейчас упражнения, кажется, какие-то смешные, но ими мы укрепляем им позвоночники.
- У «Локомотива» есть классная возможность смотреть на лучших детей – турнир «Локоволей».
- Это уникальный турнир, я восхищаюсь им – в мире такого нет, 100%. РЖД – очень мощная структура, которая смогла организовать нам такие уровни. Когда в этом году мне сказали, что будут играть на вокзале… я испытывал такой настоящий восторг. Вообще я слежу за тем, что происходит в мире волейбола, и знаю о том, что много флешмобов проводится. Но это действительно было уникально.
- Вас предупреждали чтобы там были аккуратно?
- Да, было такое, там люстра - она огромная. И очень красивая. Знаешь ещё что было потом классно? Нас потом, когда мы закончили, попросили мячи оставить, чтобы сотрудники вокзала и транспортной безопасности чуть-чуть поиграли (улыбается).

- Они на всю жизнь запомнили.
- Я тоже на всю жизнь запомнил, потому что меня Юля подставила (Юлия Брус – пресс-атташе ВК «Локомотив»). Говорит мне: «Ты проводишь разминку под музыку». Я соглашаюсь: «Конечно, я придумаю упражнения…» А она мне говорит: «Нет, ты будешь танцевать».
Но я тренер по волейболу, какие танцы?! Её тоже понимаю, всё-таки это какое-то шоу, это спектакль. И я целую неделю думал: как расставить 16 человек, что сделать, очень увлекся. Вот у меня есть 10 минут, какие движения лучше взять. В итоге мы стали с ней танцевать. Потом я тренировался дома, и моя жена – женщина, которая знает меня, как никто, удивлялась: «Боже, да ты действительно волнуешься!» А мне хотелось, чтобы было интересно, чтобы в ритм, и чтобы не бессмысленно. И думаю, получилось классно.
- Классно, как и весь турнир.
- Я был на финале и все время думал о полным зале, арене, ди-джее, музыке. Дети, которые играли на этом турнире, запомнят его на всю жизнь – 100%. Это что-то очень полезное. Стимул к развитию, шаг к популяризации. У такого дела всегда должен быть идейный вдохновитель – в основе, как ни крути, всегда есть человек, вокруг которого держится структура. Я только хочу сказать, что успех этого турнира, и не только его – дело рук Романа Валерьевича Станиславова (генеральный директор ВК «Локомотив» - прим.ред.), его внимания, неустанного контроля и постоянного интереса к тому, что происходит и сейчас и что будет происходить в будущем. Да, у него есть помощники, сотрудники, но он проверял абсолютно все, и не один раз. На самом деле в этом плане меня даже радует, что в нашем клубе работает немного людей – но каждый из них работает с огромным удовольствием, и это очень сказывается на атмосфере. Удовольствие, это когда ты просыпаешься утром и думаешь: «У меня сейчас тренировка». И улыбаешься. И ты идешь и думаешь, что сейчас увидишь людей, которые тоже пришли на работу с радостью. Это большое счастье, когда люди кайфуют от своей работы.
Ольга Быченкова
Фото - ВК «Локомотив»
, ВК «Динамо-ЛО»