Мяч над сеткой. Интервью Александра Ярёменко
Лето – время больших разговоров о волейболе. Когда можно оглянуться назад, в ставший историей сезон, порадоваться за успехи, критичным взглядом оценить спорные темы, сделать выводы и наметить путь для движения вперед.
Концовка прошлого сезона получилась у нас знаковой! Мы впервые увидели, как в мае проходит Кубок России, засвидетельствовали исторические победы команд в этом турнире и наконец прорвали международную изоляцию, пусть пока это и воплотилось лишь в одноматчевом Кубке Первого канала со сборной Сербии. Какие ближайшие планы у мужской и женской сборной России? Чем порадовали игры в Белграде и какие оставили вопросы? Кто негативно относится к возвращению России на международную арену? Об этом в интервью каналу «Мяч над сеткой» рассказал Александр Яременко, один из руководителей российского волейбола. Начали мы разговор с главного события на стыке весны и лета.
- Найти «окно» для товарищеского матча сборной очень сложно. Клубный сезон заканчивается в середине мая, – когда проходит «Финал четырех» Лиги чемпионов, – а уже в начале июня стартует Лига Наций. В столь плотном календаре договориться о спарринге со сборной приличного уровня, участником чемпионата мира, всегда было трудной задачей. Потому что другие соперники нам не нужны. Собирать команду на две недели ради матча со слабым соперником нецелесообразно.
- Сколько барьеров пришлось преодолеть для организации матчей Кубка Первого канала в Сербии?
- Разговор о них начался в конце прошлого года, на прадновании столетия сербского волейбола, мы были приглашены в Белград на гала-вечер. Тогда и обсудили идею с представителями сербской федерации и президентом ЕКВ, получили заверение, что препятствий не будет. А окончательно вопрос решился только за пару недель до выезда в Сербию– когда коллеги из федерации проконсультировались с президентом страны Александром Вучичем и получили от него добро.
- Насколько было важно, что первый за три года матч со статусным соперником из дальнего зарубежья прошел в формате турнира – кубка Первого Первого канала?
- Для нас очень ценно это сотрудничество, ведь канал не спортивный, у него другая специфика, но снова к волейболу проявили интерес. После прошлогоднего Кубка Первого канала было важно сотрудничество продолжить, потому что если за дебютным турниром не следует еще какой-то, есть риск, что такой турнир уйдет в историю.
- Какая была задача?
-Привлечь новую аудиторию. Надо учитывать, что у Первого канала есть свои приоритеты - и показывать матч просто как обычный товарищеский, не привлекательно. Поэтому желательно было придумать что-то необычное. В прошлом году нам удалось устроить легендарное противостояние тренеров сборных, с интригующим драфтом за сутки до матча. Сейчас эксклюзивность состояла в том, что это первый за три года матч с другой сборной, с флагом и гимном. А статус Кубка Первого канала придал матчу антуражофициального. Главная задача сотрудничества с федеральным каналом – популяризация волейбола, привлечение новой аудитории. Не той, которая про волейбол и так уже знает, а тех, кому с нашей игрой только предстоит познакомиться.
- Предвкушение от матчей в Сербии было похоже на то, что происходит перед официальными турнирами?
-Да. Это было видно и чувствовалось. Настрой игроков, атмосфера на тренировках, тщательность, с которой готовились к матчу и разбирали соперника, все это было близко к официальным матчам.
-Некоторые болельщики считают, что без понимания конкретных сроков возвращения сборной России в международнйый календарь собирать команду – напрасные траты.
- Сборная периодически должна собираться в любом случае - и быть командой. Если она будет виртуальной, то перестанет существовать и её потом придется создавать заново.
Тем не менее, сборную нужно привлекать и чем-то интересным. Просто собрать игроков,чтобы они посмотрели друг другу в глаза и потренировались - можно. Раз-другой. Мы так дважды и делали,когда после сбора проводили матчи с Беларусью. Потом уже надо было искать что-то более мотивирующее. Сейчас на Кубок Первого канала мы собрали, наверное, лучшие команды или очень близкие к тем, которые бы готовились к официальному турниру.
Большое спасибо нашим сербским коллегам – они проделали огромную работу и уделили серьезное внимание играм с нами. При том, что сербы параллельно готовили свои сборные к Лиге Наций - их женская команда улетела на первый этап уже через день после встречи с нами.
- А насколько важен был мужской мартовский турнир в Эмиратах ?
- Очень важен, и со спортивной точки зрения, и политической. В Дубае собрались команды из нескольких стран. И если польская команда отказалась, чем снова продемонстрировала отрицательное отношение к нам, то против итальянских и французских соперников мы сыграли. С учетом длительного отсутствия еврокубков эти матчи были ценны и в волейбольном аспекте.
- Вы сказали, что зимой общались с президентом ЕКВ. Как назвать его тональность по вопросу перспектив возвращения России?
- У него тональность всегда была позитивная. Он старается дать понять всему европейскому волейбольному сообществу, что вопрос возвращения России с повестки дня не уйдет. Мы ему сильно благодарны. Он еще до своего избрания высказывал свое мнение :говорил, что с точки зрения турниров сборных сложилась плохая ситуация, от которой страдает не только Россия, но в какой-то мере и весь европейский волейбол. Президент ЕКВ эту позицию высказывал и четко ее придерживается.
- А движет ли некоторыми нашими оппонентами не политический фактор, а личный спортивный интерес – нежелание возвращение сильного соперника?
- Сомневаюсь, что такой интерес приоритетен. Да, все видели мощь наших спортсменов – и наверное, мы в качестве дополнительного конкурента никому там особенно не нужны. Поэтому сформулирую так: скорее всего специально бороться за наше возвращение конкуренты не будут, но хотели бы играть со всеми сильными соперниками. Тогда и ценность возможной победы будет выше. Другое дело, что позиция некоторых федераций зависит от позиции их правительства. Это я вижу по тому, как общаются представители некоторых стран.
-О ком речь?
-Украина, Польша и три Прибалтийские страны. У них явно есть запрет на участие в любых мероприятиях с представителями российской федерации волейбола, как и на неформальное общение.
- А реально оценить, насколько позиция федераций этих стран определена их политической позицией?
- Невозможно определить. Клубы и сборная все-таки зависят от государства, и обязаны его политику поддерживать. С ними даже никакого кулуарного общения нет. Они покидали конференцию ЕКВ из-за того, что в ней участвовали представители Всероссийской федерации волейбола, убегают от рукопожатий.
- А представители каких стран выражают поддержку и приветствуют скорейшее возвращение России?
- В разговорах 90 процентов коллег высказывают дружескую позицию и сожаление, что российские команды отсранены от международных матчей на всех уровнях. Но подчеркивают, что шансы на возращение возрастут, если смягчится позиция международного олимпийского комитета. Тем не менее, надо учитывать, что бороться за наше возращение не будет никто, кроме нас самих.
- Что стоит за информацией о возможном товарищеском матче с Италией?
- В начале мая в Турции - на финале женской Лиги чемпионов – проходило совещание о развитии этого турнира, как продукта, обсуждались вопросы маркетинга. Мы тогда очень содержательно и по-дружески пообщались с итальянцами, был там и президент их федерации. Я предложил ему провести товарищеский матч.
- Как он отреагировал?
- Идею поддержал, но сделал акцент на молодежных командах, сказал, что их особенно жаль из-за международной изоляции. В процессе разговора я вывел его все-таки и на тему встречи первых сборных.
- В какие сроки это возможно?
-В августе. В рамках подготовки к чемпионату мира они у себя дома собираются провести турнир с участием четырех команд, и я сказал, что мы готовы приехать, сыграть с Италией вне этого турнира. Пока ждем ответа – федерация должна этот вопрос обговорить еще с национальным олимпийским комитетом. Как минимум на встречу с молодежкой Италии шансы есть хорошие.
- Какие-нибудь еще варианты рассматриваются на конец лета?
- Варианты есть – ведь все перед чемпионатом мира заинтересованы провести спарринг с сильным соперником. С учетом часового пояса, в котором пройдет чемпионат мира (турнир состоится на Филиппинах), возникла совместная идея с нескольким федерациями сыграть у нас матчи в городах, которые максимально приближены по времени к Филиппинам. Поэтому возможно, сыграем с ними в Сибири.
- О каких сборных речь?
-Страны пока назвать не готов. Ждем от них официального обращения на уровне федерации.
- Эта идея касается и мужских сборной, и женских?
- Пока, в первую очередь, мужских. С ними тема организации товарищеских матчей обсуждается проще. Я пока не понимаю по какой это причине, но договариваться насчет мужских команд легче на протяжении всех трех лет нашей изоляции.
- Тогда какие дальнейшие планы у женской сборной?
-В план поставили небольшой сбор и возможные товарищеские матчи. У мужской сборной в целом такой же план. В качестве возможных соперников учитываем и мужскую сборную Беларуси. Да, мы с ними за время изоляции дважды товарищеские матчи уже проводили, но в этом году встретиться с ними будет особенно интересно, потому, что состав у них соберется сильнейший, включая Бабкевича, Давыскиба и других нападающих. Постараемся организовать какой-то турнир и пригласить на него Беларусь.
- Какие выводы можно сделать после матчей Кубка Первого канала в Сербии?
-Возможно, моя оценка покажется желанием видеть ситуацию в розовом цвете, но я стараюсь на все смотреть обьективно. На мой взгляд, наша мужская сборная выглядит сильной командой. Важно, что мы продемонстрировали готовность побеждать не только за счет силового волейбола. Много лет говорилось о том, что игроки в России отстают технически, в общей игре, а ставку делают на мощь. Теперь же игра на «раз-два-три» ушла в небытие. Мы видим, что наши волейболисты прибавили в разнообразии, классно держат мяч, отыгрываются. Тоже самое было в прошлом году на Кубке Первого канала. У нас атлетичная и техничная команда.
- С чем этот прогресс связываете?
- В российских клубах работают специалисты высокого уровня, понимающие тенденции современного волейбола. Стилевое разнообразие же не в один момент, не по щелчку пальца появилось. Выигрышным лотерейным билетом или постановлением правительства этот вопрос не решить (Смеется). Процесс шел долго, на протяжении многих лет, и теперь мы можем смело констатировать, что результата достигли.
- А что скажете про женскую сборную?
- Радостно, что у нас такая россыпь игроков, причем и молодых, и опытных. Молодые уже становятся звездами, а на позиции доигровщика никогда еще не было такого широкого выбора. До того широкого, что главный тренер оказался в ситуации трудного выбора – кого выпускать при таком разнообразии? Вопрос пока остается по связующей и диагональной. На этих позициях кандидатов еще предстоит посмотреть и других кандидатов.
Максим Михалко
Мяч над сеткой