45 лет московскому золоту женской сборной СССР!
Ровно 45 лет назад этот день навсегда вошел в историю отечественного волейбола — женская сборная СССР завоевала золотые медали Олимпийских игр в Москве!
В напряженном финале команда под руководством Николая Карполя встретилась со сборной ГДР. Матч завершился со счетом 3:1 в пользу советских волейболисток, и трибуны взорвались ликованием!
Это золото стало первым олимпийским триумфом для Карполя и началом целой эпохи побед для советского, а затем и российского волейбола.
Мы с гордостью вспоминаем эту победу, отдаем дань уважения нашим чемпионкам и говорим «спасибо» за вдохновение, силу духа и безграничную преданность волейболу.
Состав команды:
Елена Андреюк
Елена Ахаминова
Светлана Бадулина
Любовь Козырева
Лидия Логинова
Ирина Макогонова
Светлана Никишина
Лариса Павлова
Надежда Радзевич
Наталья Разумова
Ольга Соловова
Людмила Чернышёва
Главный тренер - Николай Карполь
Старший тренер - Николай Беляев.
С юбилеем, золотая команда!
***
Это успех, который ни одной волейбольной национальной команде не удалось ни повторить, ни превзойти – во второй раз в истории Олимпийских игр и женская, мужская команда одной страны поднялась на высшую ступень пьедестала. Первый раз советские спортсмены сделали это в 1968 году в Мехико, второй раз – осчастливив огромную нацию, перед своими болельщиками, - в 1980 году в Москве.
И это было действительно огромное счастье, которое может испытывать только спортивный болельщик: чувство единения, гордости, причастности и общности. Вся Москва в те дни была счастливой и праздничной, а финалы волейбольного турнира стали украшением Олимпиады – как это всегда бывало на главных стартах четырехлетия. Волейбол, попав в олимпийскую программу впервые в 1964 очень быстро встал в ряд тех самых мероприятий, разрешения перепитий турнира которых на Олимпийских играх всегда ждали и ждут с особенным трепетом: финалы легкоатлетических спринтерских дистанций, баскетбольные и волейбольные турниры.
Да, политика вмешалась в дела спортивные: в Москву не приехали страны «капиталистического блока». Но волейбольный турнир от этого не потерял, разве что отсутствие японских сборных (женщины – действующие на тот момент чемпионки Игр в Монреале) ощущалось довольно остро.
Зато на месте были действующие чемпионки мира – кубинки, выигравшие мундиаль на советской земле в 1978 году. Домашнее поражение, к слову, стало одной из главных причин перемен в тренерском штабе – накануне чемпионата Европы 1979 года, всего за год до домашней Олимпиады женскую сборную Советского Союза возглавил молодой, активный и амбициозный наставник свердловской «Уралочки» Николай Карполь. На момент старта московской Олимпиады Карполю было всего 42 года. Его помощником был назначен Николай Беляев, приводивший молодёжную мужскую команду СССР к победам на европейских и мировых первенствах.
Предшественник Карполя Виктор Тюрин начал процесс смены поколений в команде: на чемпионате мира 1978 в сборной появились талантливейшая связующая Лидия Логинова, Любовь Тимофеева (Козырева) и совсем юная Ирина Макогонова, обрела постоянное место в составе Надежда Радзевич. Последняя у Карполя стала капитаном олимпийской команды, а места Логиновой и Макогоновой в стартовой шестерке были незыблемыми.
К Олимпийским играм в Москве Карполь подтянул еще более юных волейболисток: 18-летних Елену Ахаминову и Наталью Разумову из «Уралочки», 19-летнюю Светлану Бадулину (Сафронову) из ЦСКА. И, конечно, он доверял опытной Ольге Солововой, с которой уже почти 10 лет работал в родном клубе.
Таким образом, единственным игроком, имевшим олимпийский опыт в команде Николая Карполя, была Людмила Чернышева - суперрезультативная нападающая, всю клубную карьеру игравшая в московском ЦСКА.
«Вы знаете, у меня был уже такой возраст – мне было 28 лет, – да и Олимпиада у меня была вторая, поэтому я уже знала, что это такое, у меня уже был опыт, и волновалась я меньше. На первой Олимпиаде да, было очень волнительно, но на второй, образно говоря, всё как-то привычнее. Для меня любое соревнование – шаг. Шаг, шаг, шаг», - говорила о выступлении в Москве Людмила Чернышёва.
В олимпийском женском волейбольном турнире участвовало восемь команд. Они были разделены на две группы – и два будущих финалиста оказались в одной. Команда ГДР уже в мате группового этапа изо всех сил намекала советским волейболисткам, что просто не будет: выдержав стартовую «оплеуху» от сборной СССР в виде 15:5, немецкие девушки, ведомые своим капитаном Барбарой Чекаллой забрали вторую – 15:10 и упирались в третьей до последнего – 14:16. Выдержав этот матч, советская команда оставила в заключительной встрече группового этапа действующих чемпионок мира без шансов на продолжение борьбы за олимпийские медали, одержав победу – 3:0.
«У немок была звезда – левша Бригитте Фетцер, роста 196 см. Она могла подавать мяч в любую точку площадки, как наша Екатерина Гамова. Мы боялись эту немку, у нас самые высокие игроки были ростом 182−183 см. С немками мы играли в финале и победили со счетом 3:1. Я тогда целый год играла с разрывом связок, и сейчас на правом колене у меня стоят искусственные связки», - вспоминала о московских волейбольных баталиях Ирина Макогонова, сразу после окончания олимпийского турнира отправившаяся на операцию.
В полуфинале сборная Советского Союза две партии «жерновами» молола соперниц из Венгрии – 15:11, 15:13, на третью сил бороться у соперниц уже не осталось – 2:15.
Новая встреча с немками в финале по сценарию в самом начале напоминала встречу группового этапа: советские волейболистки повели 6:0 на старте первого сета. Разгром? Ни в коем случае: сборная ГДР играла в финале Олимпийских игр и быстро пришла в себя, вернувшись в игру и навязав борьбу. Как и в групповом матче, взяла штурмом второй сет, выигрывала 13:7 в третьей, вела в четвертой 5:0!
«Я иногда пересматриваю матч. Это, конечно, очень трогательно. Вспоминаю все те эмоции. Финал был непростой, было очень тяжело. Карполь говорил нам: «Терпеть, бороться». Он сам, конечно, очень волновался. Пульс у него был в два раза выше, чем у нас. Николай Васильевич быстро провёл замены в тот момент, когда матч с ГДР стал складываться не самым лучшим образом, дал отдохнуть одним игроком и аккуратно ввёл других. В этом и гениальность Карполя-тренера. Состав немного психологически устал, к финалу сборная подошла утомлённой. Обычно Николай Васильевич не любит делать замены, поэтому команда провела почти всю Олимпиаду одним составом. Но на заключительные партии всё-таки вывел запасных, и всё получилось удачно», - говорила Светлана Никишина (Кунышева).
Здорово сработавшие замены, сделанные Николаем Карполем, помогли вытащить тяжелейшие партии: подачи Светланы Никишиной (Кунышевой), юной Бадулиной, появление у сетки Елены Ахаминовой – все это сработало именно так, как нужно. 15:13 в третьем сете, который по всем канонам советская команда должна была проиграть, 15:7 в четвёртом, начинавшемся как разгром!
«При 1:5 в четвертой партии Николай Васильевич сказал: «Выходи на площадку», - вспоминает Светлана Сафронова, тогда еще совсем юная девчонка Света Бадулина. «Конечно, у меня и руки, и ноги тряслись». На ее подачах счёт сравняли, а затем советскую команду было уже не остановить.
На пьедестале почета советские волейболистки уже вновь собранные, но гордые, с высоко поднятыми головами, слушали гимн своей страны. Это было 45 лет назад. Многие из нас еще не родились или были совсем маленькими и не помнят, как радостно и гордо было за них тогда. И также здорово помнить или узнавать о той победе сегодня. И верить, и знать, что это была не первая и не последняя великая волейбольная победа!