Мяч над сеткой. Интервью Сергея Шляпникова. Часть 2
Продолжаем разговор о ключевой позиции на волейбольной площадке. Так называют фигуру связующего тренеры. Для яркой образности даже иллюстрируют масштаб ценности игроков этого амплуа, некоторые в кулуарных разговорах заявляют прямо: «Дайте мне эту связку – я и готов гарантировать медали».
Наш волейбол исторически богат на отличных связующих, каждое поколение, и у мужчин, и у женщин, может смело гордиться несколькими знаковыми мастерами, все они стабильно подтверждали высочайший класс на международном уровне, но…Если главный тренер мужской сборной России Констанин Брянский называет наших блокирующих лучшими в мире, а бывший главный тренер женской команды Зоран Терзич восхищается российскими доигровщицами, то со связующими, похоже, наступил период пробуксовки.
Что стоит на пути к подготовке высококлассного распасовщика? Что мы утеряли из достижений прежней эпохи? Почему бывшие нападающие в роли главных тренеров могут стать препятствием для развития связующих, а набор игроков высокого класса иногда превращается в посредственную команду?
Продолжаем разговор с председателем тренерско- методической комиссии и куратором образовательных проектов Всероссийской Федерации волейбола (ВФВ), президентом и главным тренера «Ярославича» Сергеем Шляпниковым.
По примеру футбола и хоккея
Какие качества должен в себе сочетать связующий? Конечно, хотелось бы, чтоб связующий был и двухметровым, и координированным, обладал всеми элементами игры. Но для меня важны качества, о которых я говорил выше. Если связующий – молчун, то это проблема для команды. Лидерские качества могут проявиться очень быстро, уже в детском возрасте, это видно - может ли игрок управлять командой, прислушивается ли она к нему, берет ли на себя инициативу в упражнениях, как себя ведет за площадкой. Думаю, мы должны прийти к специальной подготовке связующих. Если в футболе и хоккее с вратарями занимаются отдельные тренеры, то почему так не должно быть со связующими? В некоторых клубах это уже практикуется, и дальше на мой взгляд, теме подготовки связующих будет уделяться все больше внимания.
У молодежи сейчас много разных изьянов, не только технические и тактические. Например, не всем хватает силы добросить мяч из первой зоны в четвертую. Но все стараются пасовать сверху. Я останавливал упражнение, спрашивал. Ребята отвечают: «Мы же связующие, должны сверху пасовать». Но если сил не хватает полноценную передачу выполнить! А почему не снизу? Ведь они должны уметь одинаково пасовать обоими способами, чтобы компенсировать какой-то свой недостаток. Объяснил им это, попробовали пасовать снизу – все получается.
Виртуозные руки связующего компенсируют изъяны физической готовности
Я отметил, что многим молодым ребятам не хватает сил – это и есть их общая особенность, поколение нынешних спортсменов недостаточно физически одарено, по разным причинам. Другая распространенная особенность – ошибки в технике передачи. Чаще это проявляется при высокой передаче – связующие не до конца выпрямляют руки. Это критично. Да, какие-то ошибки можно компенсировать мастерством. Например, Вадик Хамутцких под конец игровой карьеры уже не добегал до мячей, но за счет виртуозной работы рук исполнял передачи великолепно. Другой пример – Владимир Иванович Кузюткин, бывший главный тренер женской сборной России. Я застал Кузюткина действующим волейболистом, видел как он пасовал за голову от груди – но делал это на высоком уровне! Раньше было много неординарных, но мастеровитых игроков.
Сейчас роль связующего в общей командной игре сильно понизилась, очков особо не приносят. Для иллюстрации, что мы утеряли - когда я пришел в ростовский «Автомобилист», тренер Александр Александрович Дьяченко заставлял меня даже есть левой рукой. Зачем? Чтобы я левой владел в игре – при схеме 5-1 связующий должен был всегда готов атаковать. Соответственно, вырастала нагрузка на блокирующих соперника. Даже если связующий не ударил, мог на себя вытянуть центрального блокирующего и выключить его. Я за одну партию атаковал 3-4 раза, а сейчас этим никто не занимается, даже связующие –левши за матч столько не атакуют.
Поэтому мне всегда нравился Паша Панков – связующий, который полноценно участвует в атакующей игре. С мощной силовой подачей, активным блоком, смело и часто атакует, по тем же причинам всегда нравился Дима Ковалев, мы с ним выиграли молодежный чемпионат мира в 2011 году, потом Лигу Наций, когда он был основным связующим сборной.
Куда делись игровики-универсалы?
На сборах мы сейчас даем такие упражнения, которые помогают развить атакующий навык и периферическое зрение. К сожалению, многие наши связующие смотрят лишь на свою сторону площадки, а для организации атаки надо учитывать многое и на стороне соперника. Куда поменялся «маленький», готов ли блокирующий соперника играть с первым темпом, да много нюансов! Раньше волейболисты были универсальными игровиками. Мы на тренировках постоянно во что-то играли- в футбол, баскетбол. Это так же помогало развивать волейбольные навыки и мышление.
А сейчас что?! Массовый спорт давно ушел из дворов, тот же футбол. Это конечно, сказывается на всестороннем развитии спортсмена. Я Семена Полтавского вспомнил – он был отличным игровиком-универсалом. В детстве очень много играл, везде чувствовал мяч, партнера, выделялся чувством пространства. А сейчас даешь ребятам поиграть в футбол – у них на поле хаос, все бегут в зону, где мяч.
С другой стороны, отбор на высший уровень происходит жесткий, наша Суперлига - очень мощный турнир, один из сильнейших в мире. С какими-то серьезными недостатками в Суперлиге закрепиться невозможно. Но если тот же связующий недоучен и ограничен функционально, допустим, двухметровый парень-левша не атакует, не владеет силовой подачей, блок у него только с места? Конечно, у игрока с такими данными потенциальные возможности гораздо выше, чем он использует.
Есть и обратные примеры. Про Панкова и Ковалева я уже сказал. Другой хороший пример – наш новый связующий Чеслав Свентицкис. Он среди игроков своего амплуа - первый по количеству набранных очков. Я потому и взял его в «Ярославич», что он активно участвует в командной игре – атакует сам, много очков приносит на блоке, по этому показателю Свентицкис на виду даже среди нападающих! Так же много очков набирает с подачи.
Но при подборе связующих надо всегда учитывать, что у тебя за команда, в какой волейбол она будет играть. Или же при комплектовании учитывать, какой у нее связующий. Если вы берете того, кто играет остро, но у вас нападающие первого темпа в атаке пассивны, то зачем вам такой связующий? Бывает другое несовпадение. Обойдусь без названий команд и фамилий, но иногда в команду набирают быстрых крайних нападающих, а связующий не играет быстро. В итоге у них ничего не получается. Не сходятся.
Скорость передачи зависит от уровня технического навыка. У одного связующего передача долетает на край сетки за секунду, а у другого секунду и две десятых. Это заметная разница. Другой нюанс – траектория передачи. У нас на это мало внимания обращают. Есть же разница между завышенной передачей, когда точка встречи с мячом только одна, и передачей параллельно сетке, когда с мячом нападающий может встретиться в трех точках. Это важно? Важно! Технике передачи нужно уделять большое внимание.
Нельзя набрать просто 14 человек без учета их игровых качеств. Надо заранее представлять, в какой волейбол может играть команда, как совместить сильные и слабые стороны. Допустим, если нет сильных принимающих, значит, вы не сможете часто играть первым темпом или быстро на краю. Тогда вам нужны нападающие, которые могут забивать с высоких передач.
Модель идеального связующего
Пока у нас разработаны характеристики только для мужских сборных младших возрастов. Первый критерий – как пасует, игровые качества, далее – есть ли высокий прыжок. 80 сантиметров это уже считается хорошим показателем. Норматив в беге «елочкой» - 22 секунды. Связующий должен успевать выходить под мяч, правильная позиция позволяет иметь бОльшую вариативность для передачи, поэтому перемещаться по площадке надо быстро.
Есть модельные характеристики и в игре на блоке – это в среднем 0,4 за партию. То есть за пять партий связующий должен ставить от двух результативных блоков.
Кроме названных качеств, еще и рост – от 195 и выше. При прочих равных факторах рост может стать преимуществом. Но важно к этому не привязываться! Если связующий соответствует вышеназванным критериям, если он постоянно заряжен на атаку, хорошо играет в защите, то все компенсирует.
Для девочек нормативы еще в процессе разработки. Девочки стали приезжать к нам на сбор позже, поэтому для них модельные характеристики еще не готовы. Но там схожая ситуация. Тоже в свое время погнались за большими, затронула эта тенденция и связующих. Хотя невысокие обычно хорошо координированы, подвижнее, в некоторых ситуациях не проиграют в защите мяч, который большая скорее всего проиграет. В общем, в женском волейболе проблема со связующими тоже есть. Сейчас у нашей женской сборной колоссальный атакующий потенциал, но в полной мере пока не реализуется. Главное – мы проблемы видим и понимаем, как их надо решать.
Мяч над сеткой