Нина Смолеева. Жизнь и волейбол

28.03.2025
Волейбол

 
Сегодня двукратная олимпийская чемпионка, серебряный призер Олимпийских игр, чемпионка мира, обладательница Кубка мира, многократная чемпионка Европы и Советского Союза Нина Николаевна Смолеева празднует свой День рождения. Нина Николаевна с удовольствием вспоминает каждую веху своей карьеры и благодарна судьбе за возможности, которыми она с лихвой сумела воспользоваться. 

Всероссийская федерация волейбола сердечно поздравляет Нину Николаевну с Днем рождения! 

Вы — яркий пример силы воли, упорства и преданности своему делу. Ваши многочисленные титулы и медали говорят о Вашем таланте и трудолюбии вдохновляют многие поколения волейболистов.

Желаем Вам крепкого здоровья, семейного благополучия и хорошего настроения! Пусть каждый новый год вашей жизни будет наполнен радостью, вдохновением и новыми свершениями.

Нина Смолеева жизнерадостна и улыбчива, очень элегантна и легка на подъем. На встречу с нами Нина Николаевна попросила разрешения «прийти с подружкой». Подружкой оказалась ещё одна олимпийская чемпионка – Ирина Макогонова. Как мы могли возражать? На выходе у нас не одно, а целых два интервью!

- Мы нечасто встречаемся, а когда видимся, нам никак не наговориться и не насмеяться, поэтому даже с вами мы посидим вместе.

Говорят девушки то вместе, то по очереди, перебивая и дополняя друг друга своими замечательными воспоминаниями. Их речь – плавная и гладкая, с нежными лирическими отступлениями о дорогих и важных людях, о значимых жизненных моментах – сейчас так говорить не умеют. А иначе как девушками Нину Николаевну и Ирину Петровну называть не получается: погрузившись в ностальгию, их глаза горят прежним азартом, они заливисто хохочут над чем-то, чему-то немного грустят, но эти неподдельные эмоции неизменно приятны, изящны и светлы.

О волейболе Нины Смолеевой говорилось много. Её называли примой, потому что на площадке она одинаково хорошо выполняла любую работу: атаковала, блокировала, подавала. Она была грандиозной нападающей, но не менее прекрасно играла в защите. «Она очень редко кувыркалась, потому что чувствовала, куда нужно встать, чтобы мяч точно к ней прилетел», - вспоминала видение игры Смолеевой её подруга по команде Роза Салихова. «Нина была нашей примой, а мы, хотя и были вполне звездами, были её подтанцовкой», - в присущей ей манере говорила Людмила Жигилий.

В детстве Нина Никитина мечтала стать балериной. Родившаяся в Волхове в семье инженера-строителя Николая Никитина (он восстанавливал Волховскую ГЭС после войны) четвертая девочка, когда ей было около шести лет, пошла в балетный кружок в Череповце. Туда отца перевели строить завод «Северсталь».

- Мне очень хотелось стать знаменитой балериной. Хотелось быть как Галина Уланова! Открытки с Улановой продавались в каждом киоске, и как только у меня появлялись пять копеек на мороженое, я покупала открытки. Решилась рассказать о своей мечте маме, и она отвела меня в балетный кружок в череповецком Доме пионеров. Занималась я, видимо, неплохо: энергии было много, выплескивать ее куда-то было нужно, и я очень старалась. Дома постоянно танцевала. Постоянно! Однажды в Череповец приехала комиссия, мы что-то там станцевали, и в конце члены комиссии сказали: «Вот эту девочку мы приглашаем в Ленинградское хореографическое училище». Показали на меня. Мама не отпустила: «У нас в Ленинграде нет никого – ни знакомых, ни родственников, мы живем в Череповце, и ты никуда не поедешь». Так что моя мечта стать балериной не сбылась. Я очень расстроилась.

- Чем утешились?

- Расстраивалась я недолго – открылась секция художественной гимнастики, куда и перешла. А затем сменила направление – на спортивную гимнастику, где дошла до первого взрослого разряда среди взрослых, а мы снова переехали – в Казахстан. В Алма-Ате я продолжала заниматься гимнастикой, но при выполнении прыжка через коня случилась травма – двойной перелом правого предплечья. После этого с гимнастикой как-то пришлось закончить. У тренера были на меня большие планы, он был очень огорчён. Потом ему и вовсе пришлось уехать из Алма-Аты.

- Как же появился в жизни Нины Смолеевой волейбол?

- В один прекрасный день моя старшая сестра Галя пришла домой и рассказала, что открывается волейбольная секция. Правда, девочек там набирают на три года постарше, чем я была на тот момент, но ничего, можно попробовать. Ну а что я? Позвонила своей школьной подружке, чтоб одной скучно не было, пошли туда вместе. Ей не понравилось, а мне наоборот – осталась, стала заниматься.

Однажды в Алма-Ату приехал тренер из Челябинска, Карл Воинов. Мне тогда было уже 13 лет, я активно росла – мои антропометрические данные стремительно менялись! И моя сестра (она тоже занималась волейболом), предложила на меня взглянуть. И как-то моя школьная команда, за которую я играла, участвовала в соревнованиях городских на стадионе «Динамо» - там он меня и увидел. Я там ещё как раз удачно приложилась к мячу несколько раз, пару раз хорошо попала. Мощно так (смеется). Мне кажется, может на тот момент и случайно попала. Но он посмотрел и сказал, что, может быть, из меня что-то и получится. И через сестру передал: «Ну, пусть приходит на тренировку».

- Обрадовались?

- Испугалась страшно! Переживала – как я там среди мастеров. Но и обрадовалась, конечно, с другой стороны. Вот так, боясь и радуясь, конечно, пошла. И так началась работа в команде алмаатинского домостроительного комбината – АДК. Так я попала на первенство Советского Союза, и там меня и заметили тренеры из Москвы. Начались приглашения в другие клубы, другие города. Но я отказывала – хотелось хорошо научиться играть в волейбол.

- Вам было всего 18 лет, когда вы получили приглашение в сборную СССР. Что вообще чувствовала 18-летняя девочка, которую зовут в главную команду страны, да ещё и под важные старты? В 18 лет у многих ещё ветер в голове гуляет.

- Это было моей мечтой, и я очень хорошо понимала, какое большое доверие оказали мне тренеры Олег Сергеевич Чехов и Мирон Александрович Винер. Они усмотрели меня на первенстве СССР и я, совсем молодой игрок, им понравилась. Что касается ветра… вы знаете, ветер в голове у меня не гулял – в 18 лет я вышла замуж. Мужу было 19, мы в один день просто взяли паспорта, пошли и расписались. Не стали ничего говорить – знали, что родные будут возражать. И всё сложилось, и мы сложились (улыбается). А знали бы вы как радовался моему замужеству тренер АДК! Вышла замуж за местного парня, значит, в ближайшее время не уйду в другую команду.

- Но вы ушли.

- Да, после Олимпийских игр в Мехико получила приглашение в московское «Динамо». Гиви Александрович Ахвледиани возглавил команду, которая становилась базовой для сборной СССР, и пригласил туда меня. В 1969 году переехали в Москву. До конца своей карьеры я выступала за «Динамо», затем работала тренером детских команд, вторым тренером команды мастеров – в общей сложности этому клубу посвятила 18 лет своей жизни. А потом чуть подустала от постоянных сборов, разъездов и муж, можно сказать, настоял на смене вида деятельности. Затем я почти 30 лет отработала в обычной общеобразовательной школе учителем физкультуры.

- Получается, не вы за мужем ехали, а муж за вами в Москву

- Вся моя семья – не только муж, но и старшие сестры, родители, даже соседи, - гордились тем что я занимаюсь спортом, прославляю нашу Родину. Это поднимало настроение, давало дополнительный жизненный стимул. Они гордились тем, что у них есть я – человек, благодаря которому гимн Советского Союза узнают по всему миру, что наше знамя выше остальных поднимается на турнирах самого высокого уровня. Они радовались этому всегда. Мне хотелось никогда не подводить не только страну, но и своих людей, хотя не всегда получалось: были и поражения, и травмы, мы же люди живые. Но все это пережить, перетерпеть, вернуться и вновь приложить все усилия для того, чтобы команда побеждала. А для этого важно иметь крепкий тыл, хорошую, надежную семью и полную поддержку.

При этом нельзя говорить о том, что мы играли где-то, а нас дома просто ждали и все. У каждого был свой труд, дело. А вместе мы работали в одной связке ради общего дела, вот так скажу. Когда мы, спортсменки, были дома, занимались обычной домашней работой – точно также варили компоты, например (улыбается).

- Кстати, какое у вас коронное блюдо, Нина Николаевна?

- Так как я жила в Казахстане, то, конечно, почерпнула многое из национальной кухни восточных стран. Плюс у нас было много друзей семьи из Узбекистана. Муж делал плов, а я – манты. У меня была специальная мантышница! К нам в дом приходило множество гостей, застолья с салатами – все понятно, но плов и манты готовились обязательно.  Манты -любимейшее блюдо. Напротив моего дома есть заведение под названием «Мангал-Хаус», там заведуют ребята из Таджикистана. И вот они делают очень вкусные манты, примерно такие, как раньше делала я. Признаюсь, я заказываю их у ребят частенько, хожу к ним.

- Манты должны быть из баранины?

- Да! Сейчас часто делают из говядины, но я всегда делала из баранины. Неважно! Главное – тонкое тесто, сок, лук и так далее…

Отвечая на вопросы, Нина Николаевна часто покручивает заметный перстень на пальце правой руки.

- Этот перстень мне подарили, когда мою фамилию внесли в Зал Волейбольной славы в Холиоке. Хотите посмотреть?

Я очень часто вспоминаю этот день.


- А что еще часто вспоминаете?

- Три Олимпиады у меня было, чемпионаты мира, первенства Европы, много клубных соревнований, европейские кубки. Но самое главное для меня событие – Олимпийские игры в Мюнхене. Это были необычные Игры: и из-за того, что на них случилось, и потому что на той Олимпиаде мы выиграли у команд, которым до этого проигрывали. Поэтому тот финальный матч с японками я всегда вспоминаю.

Ещё замечательные дни, когда у моего сына родились две девочки – двойня, им сейчас по 13 лет, а потом ещё третья. Одна линия волейбольная из внучек у меня есть (смеется). Но они не играют в волейбол! Знаете, в Анапе осенью 2024 года проводился Кубок имени Нины Смолеевой… Вы не слышали, кто это такая?

- Да, что-то знакомое….

- (хохочет). Мы были сейчас с Ирочкой (Макогоновой) на турнире в Лосево, в ее Волейбольном центре, что-то рассказываем детям, и про этот турнир тоже. Спрашиваем: знаете, кто такая Нина Смолеева? Нет, не слышали!

Так вот, на этом турнире в Анапе встретилась с разными командами девушек до 18 лет, из Череповца, из Минска… Рост девчонок от 190 см. И я тогда подумала, хорошо, что мои внучки не стали заниматься волейболом – в профессионалы с нынешними требованиями к антропометрии им не пробиться, а для себя играть и необязательно. Есть много других замечательных видов спорта. Они серьезно занимаются фитнес-аэробикой, имеют спортивные разряды, ездят на Кубок России, чемпионаты России.


Full Screen Image
1 / 1